На службе вдохновения
(индийская притча) В индийской классической музыке известен такой факт, что если
поместить ситар (музыкальный инструмент) в пустой комнате в углу, а
напротив искусный музыкант-ситарист начнёт играть, то другой ситар
будет вибрировать с такой же частотой, как и первый, повторяя мелодию.
Но это происходит только в том случае, если музыкант высокого класса.
Акбар очень заинтересовался, когда услышал об этом; в его свите был
великий музыкант по имени Тан-Сен. Он был одним из "великой девятки",
которую собрал Акбар в своём дворце. Она называлась "Девять
бриллиантов". Это были девять великих талантов, по одному на каждое
проявление жизни. Акбар спросил Тан-Сена:
- Можешь ли ты играть так, чтобы молчащий инструмент ожил?
Тан-Сен ответил:
- У меня получается, но эффект невелик.
Акбар спросил:
- Есть ли на свете музыкант, способный играть так?
Тан-Сен ответил:
- Да, есть только один человек, это мой учитель.
Акбар сказал:
- Почему ты раньше о нём ничего не рассказывал? Я считал тебя
непревзойдённым музыкантом, а, оказывается, есть на свете более
искусный музыкант. Почему ты скрывал это? Я хочу видеть его. Пригласи
его во дворец, мы окажем ему великие почести.
Тан-Сен ответил:
- Я пою и играю потому, что полон желаний и надежд. Вы так много дали
мне. Но мои желания не кончаются. Я нахожусь при дворе и в любой
момент, когда это понадобится, готов играть и петь - это моя работа.
Мой учитель - это явление природы. Его нельзя пригласить, его нельзя
заставить петь. Он состоит на службе у вдохновения. Когда оно
приходит, он играет и поет. Это стихия, источник. Вы - жаждущий. Вы
должны пойти к нему. Вот мой ситар. Мы возьмём его, и вы услышите, как
он зазвучит.
Тан-Сен послал узнать, где сейчас живёт его учитель. Вечером ему
доложили, что он живёт на окраине небольшой деревушки в хижине, и
начинает петь и играть примерно в три часа утра.
Итак, Акбар и Тан-Сен взяли ситар и отправились в указанное место,
сели за хижиной и стали ждать. В три часа утра Учитель Тан-Сена начал
играть и петь. Звали его Харидас. Вероятно, в Индии не было больше
такого музыканта. Как только он начал играть, ситар за хижиной запел.
Акбар собственными глазами увидел, как вибрируют струны ситара,
откликаясь на звуки инструмента великого музыканта; он слушал, и слёзы
текли из его глаз. Это были слезы радости. Когда Харидас закончил, они
тихонько встали и ушли. Всю дорогу назад они молчали. Акбар был
потрясён.
На следующий день Акбар сказал Тан-Сену:
- Раньше я думал, что ты непревзойдённый музыкант, но теперь я должен
сказать тебе: твой учитель - совершенство! Ты зря теряешь время при
дворе, а ведь он стар и, возможно, скоро его может не стать. Ты должен
находиться около него. Он - великий учитель! Ведь даже мёртвый
музыкальный инструмент рядом с ним начинает звучать!