Зодчий мечети Ахмедие, Мехмед-ага, по прозвищу "Ювелир", до выявления архитектурных способностей служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением и водными каналами. Место, которое предназначалось для строительства мечети, было избрано еще в византийский период. Этой площадью был бывший Ипподром. С целью строительства мечети на этой площади в ходе подготовительных работ было разрушено множество построек как византийского, так и раннего османского периода. Среди этих зданий имеются: византийский королевский дворец, останки зрительских мест ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежащих высшей знати. Одной из главнейших причин, повлиявших на выбор места для строительства этой мечети, явилась ее близость с дворцом Топкапы. Тщательность, которая была обязательной при выборе места для мечети, отразилась и в выборе строительного декоративного и отделочного материалов. Керамика (21 043 шт.), использованная в декорировании мечети, была привезена из Изникского дворца, сотни ковров из шёлка, которыми была устлана мечеть, были сотканы дворцовыми ткачихами, а сотни лампад, освещающих здание мечети, привезены из других стран.
Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе) украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей из цветного стекла, таинственным образом подчёркивая красоту и изящества убранства, выдвигает его на первый план. В общей сложности, в мечети имеется 260 окон. Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.
Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием, в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни (диаметр колонн 5 м). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для мусульманского ритуала омовения перед молитвой.
На михраб возведен чёрный камень, привезённый сюда из мекканской мечети в Каабе. Рядом с михрабом находится минбер, с которого произносится проповедь для мусульманских прихожан. Махфиль для муэдзина является редкой копией махфиля мекканской мечети. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари из Диярбакыра, а также использованы изречения пророка Мухаммеда и суры из Корана.
Возвышение Михраб, минбар, махфиль хюнкара (предназначенное для правителя огороженное решеткой) и камень с прожилками красного, жёлтого и чёрного цветов, использованный по краям оксн, белый мрамор, вывезенный из "Мармара Адасы",- являются редчайшими шедеврами, исполненными словно рукой ювелира. Мастера художественной обработки по турецкому перламутру декорировали двери и обрамления окон в самобытном стиле и вкусе. В мавзолее с портиком, расположенным на северо-востоке мечети, который был построен сыном Султана Ахмеда I, Османом II, рядом с усыпальницей Султана Ахмеда I, имеются могилы Османа II и Мурада IV. В этой же усыпальнице - могила горячо любимой супруги Ахмеда I - Султанши Кёсем Махпейкер. В мавзолее имеется еще 32 могилы, принадлежащие падишахской семье. До XIX столетия Ахмедие являлось местом отправки паломников в святыню Хадж.
Внутри Голубая мечеть - особенно по контрасту с Софией - несколько скучна и кажется меньше, чем есть на самом деле. Ее туристическое название также не очень оправдывается: голубого внутри не особенно много - только изразцы вокруг окон и на галереях.
Внутрь можно попасть через большой парадный двор, но в пик летнего сезона этот путь часто закрывается для всех, кроме верующих, а туристам приходится пользоваться южными дверями (откуда надо долго-долго идти гуськом по длинной-длинной галерее, держа в руках собственные ботинки). За дверями - вечные толпы народу; если вы хотите осмотреть Голубую мечеть подробно, сюда (как и в Софию) лучше приходить пораньше с утра.
Выход из мечети - в северо-восточном углу (со стороны площади). По дороге туда - в покоях, где некогда отдыхал после молитвы султан, - сейчас небольшой Музей ковров (Vakiflar Hali Muzesi), отрада любителя ковров.