Сон – это одна из величайших милостей Аллаха, которую Он дал человеку. Сон успокаивает сердце, снимает усталость, укрепляет нервы и дает людям силу работать с новой энергией, снимает трудности и напряжение прожитого дня.
В Коране говорится: «Я сделал для вас сон успокоением и отдыхом, и сделал ночь для вас успокоением и отдыхом, и сделал день периодом для занятия хозяйством» («Ан-Наба» 9–11).
Относительно сна и отхода к нему в Шариате существуют следующие нормы этики:
1. Нежелательно после ночного намаза (иша) увлекаться бесцельными разговорами, смотреть телевизор. Однако развлекать гостя, вести научные беседы, читать Коран или же выполнять неотложные дела не порицаемо.
2. После ночного намаза рекомендуется ложиться спать как можно раньше. Это способствует полноценному сну, а также помогает проснуться ночью для поклонения Аллаху и не проспать утренний намаз. Поздний отход ко сну лишает нас вышеперечисленных ценностей, которые мы могли бы приобрести, просыпаясь ночью. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (мир ему и благословение) ложился спать рано и поднимался с постели под конец ночи».
3. Считается сунной перед сном совершить омовение, лечь в постель на правый бок, лицом к Кибле, и прочесть мольбу. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Прежде чем ложиться спать, соверши омовение так же, как и перед намазом, затем ложись на правый бок и скажи: „Аллахумма инни асламту ваджхи илайка, ва фаввазту амри илайка ва алжаъту захри илайка, рагбатан ва рагбатан илайка ла малжаа ва ла малжаа минка илла илайка, аманту бикитабика ллази анзалта ва набийика ллази арсалта“ (О мой Аллах, я направляю свое лицо к Тебе, я полагаюсь во всех своих делах на Твою волю, я опираюсь на Тебя, я надеюсь на Тебя, я боюсь Тебя, и мне некуда бежать от Тебя, кроме как к Тебе же Самому, я верю в Тобою посланного Пророка, и в ниспосланный Тобой Коран).
Если верующий умрет во сне, перед которым он прочитал эту мольбу, то он считается ушедшим из этого мира в Исламе. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, также говорится, что желательно, чтобы последним словом каждого человека была эта молитва.
4. Мусульманину рекомендуется прежде, чем ложиться спать, встряхнуть одеяло и простыню, прочесть две последние суры Корана и провести руками по телу, предварительно подув на руки. Также рекомендуется 33 раза произнести «СубханАллах», 33 раза – «Аль-хамдулиЛлях» и 34 раза «Аллаху Акбар».
Если возможно, рекомендуется прочесть и следующую молитву: «Бисмика рабби ва зату жанби ва бика арфауху ин амсакта нафси фархамха ва ин арсалтаха фахфазха бима тафазу бихи ибадика-с-салихин» (О мой Господь, с Твоим именем я ложусь на бок и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберешь мою душу, то пожалей ее, если же не заберешь, то защити ее тем, чем Ты защищаешь Своих лучших рабов».
5. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мусульманину следует каждую ночь после того, как он ложится спать, поразмышлять над своими действиями в течение дня. Если он совершил что-нибудь хорошее, то ему следует поблагодарить Аллаха за наставление на истинный путь. А если он совершил нечто плохое, то ему следует раскаяться и попросить Аллаха о прощении грехов».
6. Не одобряется ложиться на спину, так как это вредит здоровью и затрудняет дыхание. В хадисе, рассказанном Бухари, говорится, что Яшиф аль Гафари рассказал: «Я лежал в мечети на спине. Один человек подтолкнул меня по ноге и сказал: „Сон, лежа на спине, Аллах не любит“. Я внимательно посмотрел, кто же это говорит. Оказалось, что рядом со мной стоит сам Пророк (мир ему и благословение)».
7. Нежелательно также спать на животе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) считал, что когда человек спит на животе, возле него вертится шайтан. Элементарно же это можно объяснить тем, что интимные органы человека трутся о кровать, вызывая сексуальное возбуждение. Сон на животе также вредит здоровью. Также в хадисе от Абу Умамы приводится: «Как-то Пророк проходил в мечети мимо спящего на животе (лицом вниз). Он разбудил того, толкая ногой, со словами: «Вставай, так спят обитатели ада!»