Танец Древности
Более древнего танца, чем танец живота, у человечества, кажется, не осталось. Знаете, куда отправляются современные танцовщицы, для того чтобы усовершенствовать свое мастерство? В гробницы.
Не подумайте ничего дурного. Просто стены некоторых, возведенных, например, по приказу фараона Эхнатона в XIV веке до нашей эры, расписаны сюжетами, изображающими в мельчайших тонкостях и подробностях не что иное, как танец живота. И на том свете фараоны не хотели отказать себе в удовольствии лицезреть зажигательную пляску.
Танец живота очень эротичен. Однако легенда утверждает, что появился он случайно, а отнюдь не для того, чтобы горячить кровь и пробуждать самые сокровенные желания. Во всем была виновата пчела. Сбитая с толку сладким цветочным ароматом, исходившим от умащенного маслами тела молоденькой плясуньи, перепутав ее с цветком, пчела залетела той под одежду во время представления. Чтобы избавиться от непрошеной, назойливой гостьи, девушка изо всех сил стала вращать бедрами и производить движения животом.
Пластичность, изящество и эмоциональность, с которыми она проделывала эти движения (еще бы!), привели окружающих в восторг. Так родился танец живота. Он бережно, как национальное достояние, хранится и передается через поколения. Для чего? Не только же ради красоты, эстетического удовольствия и наслаждения, для многих, кстати, сомнительных.
Но это всего лишь легенда. Существует мнение, что танец живота имеет религиозное происхождение. Институт храмовой проституции был непосредственно связан с танцем живота, являвшегося частью определенных ритуалов. В древности понятия "любовь" и "плодородие" считались взаимосвязанными. К услугам служителей храмов любви люди прибегали не только для того, чтобы урожай был хорошим и продолжался род, но и для ритуалов воссоединения с Богиней-Матерью, с землей в случае появления серьезных проблем в этих сферах жизни. В этом случае храмовая проституция имела большой духовный смысл и танец живота играл немаловажную роль в церемонии подготовки акта любви, то есть обретения утраченной человеком связи с Землей-Матерью и обновления сил.
Постепенно язычество начинает вытесняться, сначала в связи с утверждением христианства в Риме с 4-го в. н. э., затем благодаря распространению ислама на Ближнем Востоке и в Средней Азии в 7-9 вв. С течением времени исчезает и культ Богини любви и плодородия. Однако танец живота, как часть этого культа, продолжал пользоваться популярностью, утрачивая со временем свое религиозное значение. Впрочем, светский вариант этого танца существовал параллельно с храмовым, являясь интересным и веселым зрелищем, например на базарах. Девушки из бедных семей могли заработать себе солидное приданое, танцуя на рыночной площади. История знает случаи, когда рабыня становилась госпожой в доме своего нового хозяина после удачного исполнения танца живота на невольничьем рынке. Библейская история Саломеи показывает огромную силу воздействия этого танца на зрителя.
От исполнительницы зависит, как будет восприниматься танец публикой: игра, обольщение, свобода самовыражения, доходящая до непристойности. Вероятно из-за некоторых уличных исполнительниц, готовых любым способом привлечь внимание зрителей к себе, танец живота пробрел славу неприличного, грязного танца. Именно такое мнение распространено о нем и сейчас. И подкрепляет его еще факт исполнения танца живота в гаремах, а также полуобнаженный вид танцовщицы. Что ж, обнаженный живот в таком танце - это традиция, которой уже не придерживаются строго. В настоящее время некоторые танцовщицы выступают в закрытых платьях и обуви, а другие наоборот, вводят публику в заблуждение, полностью раздеваясь, подменяя, таким образом, танец живота стриптизом. В отличие от стриптиза, танец живота сложен и тонок. Это, прежде всего игра - игра души и тела. Танцовщица не просто заигрывает с публикой, она показывает себя - женщину, демонстрируя свою личность. Согласитесь, трудно "обнажить" свое нутро на публике, да еще играючи.